Пасхальный четверг – это последний четверг перед Пасхой (его также называют Великим или Чистым). В 2024 году он выпадает на 2 мая (а сама Пасха – соответственно, на 5 мая). В этот день православные пекут куличи, красят яйца и наводят полный порядок в доме.
Дело в том, что следующие 2 дня (пятница и суббота) являются наиболее строгими в плане поста. И заниматься домашней рутиной в это время нежелательно. А в воскресенье наступает главный праздник христианства, поэтому лучше успеть подготовиться к нему заранее.
Содержание
История праздника
Согласно библейскому преданию, за три дня до распятия Иисус собрал своих 12 апостолов на Тайную вечерю. В своих учениях Христос постоянно утверждал, что надо вести смиренный образ жизни и любить ближнего. Вот и в тот вечер Спаситель омыл ноги собравшимся и разделил с ними хлеб с вином.
При этом в Библии говорится, что именно на той встрече Иисус сказал ученикам, что кто-то из них в ближайшее время предаст учителя. Господь предвидел грех Иуды, однако предпочел не называть его имени. К сожалению, так и произошло. В ночь с четверга на пятницу Иуда продал Иисуса за 30 серебряников.
Никто из исследователей так и не объяснил, из-за чего преданный ученик так поступил со Спасителем. Версий несколько. Одна из самых популярных гласит о том, что Иуда разочаровался в Иисусе как в учителе. По другой гипотезе, предатель хотел убедиться, сможет ли Христос спастись и продемонстрировать способности. Кроме того, ряд историков считают, что таким образом апостол хотел поднять восстание в Иерусалиме.
Тем не менее, верующие почитают этот день. Читается, что в Чистый четверг происходит обновление, всепрощение перед страшной казнью Иисуса Христа.
Традиции Великого четверга: что можно и что нельзя делать
В Великий четверг православные моются. Но делать это надо не вечером, как считают многие, а рано утром — до восхода Солнца. При этом умывать лицо принято из серебряной посуды. Подойдет даже ложка. Просто зачерпните ей воду и полейте на лицо. Предки так очищались от грехов.
После этого тщательно убирались в домах: вытирали пыль, мыли полы, окна. Заглядывали, так сказать, во все уголки жилища. Считалось, что вместе с комнатной пылью уходит негатив.
Также в Чистый четверг принято пересчитывать все деньги. Причем не один раз, а три – до восхода солнца, в полдень и после заката. Эта традиция «приманивала» богатство.
И главная традиция Чистого четверга – это выпечка пасхальных куличей и покраска яиц. Многие уверены, что это надо делать в субботу, перед празднованием Пасхи. Но это неправильно.
По традиции, тесто ставили в четверг утром, а к вечеру, прочитав молитву, приступали к делу. Кстати, от качества выпечки зависело, какой будет год. Если кулич получался пышным – ждать счастья и благополучия. Если же черствый – к болезням и бедности.
Обряды на Великий четверг: как привлечь удачу
Чтобы снять с себя порчу — нужно умыться до заката, приговаривая следующие слова:
Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Четвергом снимается.
Если девушка не выходит замуж – во время уборки надо сказать:
Как светел и красен Чистый Четверг, так и я для всех буду прекрасной.
От частых ссор в семье берут хлеб, сыплют на него соль и говорят:
Солю, солю, посыпаю, счастье и покой в дом возвращаю.
Соль в принципе считалась священной в этот день. Верующие насыпали горсть в маленький мешочек и хранили год. Считалось, что после этого соль будет целебной.
Как празднуют Великий четверг в разных странах
Чистый четверг почитают во многих странах мира. В Испании проходят религиозные шествия. Самые массовые – в городе Севилья. Паломники съезжаются туда и почитают Иисуса Христа.
В Италии хозяйки варят суп из мидий, выпекают хлеб с розмарином и изюмом и угощают гостей.
Во Франции события проходят в городе Лурде. Туда также съезжаются верующие и омывают на улице друг другу ноги.
В Греции выпекают национальный хлеб «цуреки» и красят пасхальные яйца.
В Финляндии в Чистый четверг принято самим делать пасхальных зайцев. Это животное считается символом плодородия и предвестником весны.
В США так же, как и в России пекут пасхальные куличи и красят яйца. А в Мексике активно готовятся к массовым гуляньям. Заготавливают на воскресенье фейерверки и маскарадные костюмы.
Что можно и что нельзя делать в Великий четверг: позиция церкви
Отвечает священник Стефан Домусчи:
Можно ли в Чистый четверг посещать кладбище?
В Чистый четверг нужно посещать храм. Собственно, если у человека возникает вопрос, можно или нельзя идти на кладбище, это означает, что он желает понять, как правильно, и он желает сделать правильно. А если это так, то он, наверное, должен прислушаться к Церкви, которая в этот день вспоминает установление Тайной вечери и вспоминает страсти Христовы.
Они фактически происходили в день в пятницу, но так получилось, что служба, посвящённая этому событию, происходит в Чистый четверг вечером. Поэтому, естественно, если человек действительно хочет узнать, как в Церкви принято и как нужно поступить, чтобы быть вместе с Церковью и быть христианином, в таком случае он должен участвовать в литургии, должен причащаться в Чистый четверг, а вечером, по возможности, быть на чтении 12 Евангелий.
Можно ли в Чистый четверг заниматься уборкой?
Естественно, чистота в доме перед Пасхой должна быть. В то же время, духовная чистота несопоставимо важнее. В этот день крайне важно участвовать в богослужениях и, самое главное, осознавать святость этих дней.
Она заключается в том, что мы не повторяем то, что происходило когда-то, но становимся свидетелями тех событий, читая отрывки из Писания, слушая слова богослужебных текстов. Мы входим в опыт учеников, которые участвовали в Тайной вечери, в опыт предстояния перед крестом.
И это означает, что мы должны настроить свой внутренний слух на Евангелие. Если мы при этом суетимся, убираем, моем и думаем, что это очень важно, то это все равно, что навести порядок снаружи и не убрать свою душу, не привести её в порядок. Это неверно. В этом случае очень важно правильно расставить приоритеты.
Можно ли стричься в Чистый четверг?
Раньше оглашенных (готовящихся крещению) крестили в Страстную субботу. Они очень долго готовились к этому событию. И поэтому Чистый четверг действительно назывался чистым от того, что перед Пасхой они приводили себя в порядок, чтобы уже в пятницу и субботу об этом не думать, а думать о Христе умершем и воскресшем.
Восприятие этих вещей, как недопустимых, думаю, связано с тем, что раньше это сделать было сложнее, чем сейчас. Процесс мытья и стрижки был достаточно трудоёмким. Поэтому люди воспринимали это как некоторый труд. При этом они понимали, что трудиться в праздник не стоит, тем более в такие дни, когда время нужно посвятить совершенно иному.
Сейчас люди принимают душ раз в день, и это происходит в течение пяти минут и не составляет никакого труда. Считать, что принятие душа как-то оскорбляет Бога или святость праздника, просто нелепо. Поэтому когда мы задаём вопрос, неужели нам к Пасхе быть грязными, непричесанными, то понятно, что раз уж мы не успели до этого постричься, то лучше это сделать перед Пасхой, чтобы в праздник выглядеть красиво, опрятно.
Каково отношение Церкви к заговорам в Чистый четверг?
Церковь относится к этому очень негативно и отрицательно. Никаких заговоров и никаких примет в отношении Чистого четверга и вообще какого-либо другого дня не существует. Кроме, может быть, примет, связанных с погодой.
Но это является приметой в том смысле, что просто люди, живя долго в одной местности, видели какие-то закономерности, которые так или иначе складывались для их региона. Но, во-первых, это имеет отношение не к конкретному празднику или памятному дню, а ко времени года года. И, во-вторых, не имеет отношения к жизни самого человека, не значит, что он что-то должен сделать, чтобы потом это как-то положительно сказалось на его жизни. Это все язычество.
Богослужение Великого четверга
Утром: Вечерня с Литургией Василия Великого.
Вечером: Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.
Богословие Великого четверга
«Смолкли вопли и стенания грешной души и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет, — ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает…
Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта «крестная радость» и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В. Зандер).
Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня, наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.
Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос – Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной…
Большой глубиной смысла наполнены тексты Утрени этого дня и как жалко, что мы их не слышим, потому, что эта Утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к Вечерне с Литургией.
Мы уже упоминали о тропаре Егда славнии ученицы… Прочитаем весь этот тропарь, который будет не раз петься на службе Великого Четверга по-русски: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господь, ко всем благой, слава Тебе!
Это не о Иуде, а о нас! Смотри, ты, читатель, слушатель, прихожанин… любитель стяжаний, к чему привела жадность. Смотри на пример Иуды и убегай от такого образа мыслей, как от огня.
А вот несколько текстов из канона на Утрени:
К таинственной трапезе все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, – ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, раб и льстец.
Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение – Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.
«Один из вас», – взывал друзьям своим Христос, – «предаст Меня»; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись: «Скажи, кто это», – говоря, «Боже отцов наших?»
Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты, приготовил к предательству; и вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»
Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и Божественную Кровь, изливаемую за мир; но не стыдился пить то, что продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»
Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие — Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя.
Но вот начинается Вечерня. Она плавно перейдет в Литургию и за этой Литургией смогут причаститься все желающие Истинных Тела и Крови Христовых.
Если и на Утрени мы слышали темы созревшего плана предательства и темы причащения, то на Вечерне и на Литургии эти темы достигают кульминации.
Чтец возглашает прокимен перед ветхозаветным чтением (паремией): Изми мя Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в сердце весь день. И у нас перехватывает дыхание: Это же как будто возглас Самого Христа, Которому трудно поверить, что все неумолимо идет к страшной развязке…
Начинается литургия Василия Великого. Спокойная, величественная. Как полноводная река литургия несет нас к славной минуте причастия. Мы принимаем в себя Животворящие Тело и Кровь Христовы. Возможность причащаться и через это соединяться с Господом, принимать в себя Его животворную энергию и силу дана нам Христом на Тайной вечери. Мы – наследники Тайной вечери.
Наша литургия – вышла из Сионской горницы и будет продолжаться до скончания века. Напоминая это, каждый раз, на литургии, когда к верующим выносится Чаша произносятся слова: Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем (русский перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём»).
Сегодня, в Великий Четверг эта молитва поется вместо Херувимской песни.
Мы помним, что после Тайной вечери, Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, где Христос стал молиться. Спаситель последние часы (один-два?) на воле. Ему не хочется быть одному. Хочется, чтобы твою грусть, твои последние минуты на свободе, перед мучениями, разделили близкие люди. Кто был для Христа самым близким, не считая Матери? Его ученики. Ученики были для Него семьей, самыми близкими. Спаситель просит: «Пободрствуйте со Мною…» Но утомленные ученики засыпают. Трижды просит их Христос пободрствовать и трижды они засыпают…
Вечером в Страстной Четверг совершается служба, которую можно было бы назвать «Моление в Гефсимании». Мы выходим на середину храма, точно в Элеонский сад. Мы читаем двенадцать Страстных Евангелий, вспоминая как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба. Но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну…»