Какого числа в этом году Яблочный Спас (его еще называют Второй Спас и Спас на горе), Медовый (Первый Спас, Маковый Спас, Спас на воде) и Ореховый (Третий Спас, Хлебный Спас, Спас Нерукотворный)? Славяне издавна отмечали смену лета осенью, а народные и религиозные традиции порой переплетаются настолько сильно, что они буквально становятся единым целым.
О том, почему почитают и как отмечают Яблочный, Медовый и Ореховый Спас, что означают эти праздники, подробно рассказывается ниже.
Спас | Другие названия | Дата |
Медовый | Первый Спас, Маковый Спас | 14 августа |
Яблочный | Второй Спас, Спас на горе, Средний Спас | 19 августа |
Ореховый | Третий Спас, Хлебный Спас | 29 августа |
Почему Спасы так называются
Слово «Спас» интуитивно ассоциируется со Спасителем, Иисусом Христом. И так оно и есть на самом деле. Праздники Медового, Яблочного и Орехового Спаса по смыслу и по названию произошли именно от этого слова.
А вообще Спас – это целая череда последних дней августа (14,19 и 29), когда лето уже начинает сдавать свои позиции, уступая место золотой осени. В эти дни солнце заходит уже ощутимо раньше обычного, а природа блистает особыми желтыми красками.
Но у наших предков наступала самая горячая пора, поэтому основное время они уделяли не созерцанию, а весьма серьезному делу – сбору урожая. Впереди их ждала долгая зима, поэтому август и сентябрь были особенно важными месяцами, когда один день и впрямь целый год кормит.
Собирая урожай, славяне создавали большие запасы (они же припасы). Неслучайно и эти слова совпадают с общим корнем «спас». Люди как бы спасались от долгой холодной зимы, убирая урожай, готовя соленья, варенья и множество других вкусностей, рецепты которых практически в первозданном виде дошли и до наших дней.
Медовый Спас
Славяне всегда знали, какого числа будет Яблочный Спас, какого – Медовый, какого – Ореховый. И они четко различали эти праздники, хотя они следовали один за другим с разницей в несколько дней, что неслучайно. Поговаривали даже, что Первый Спас – на воде стоят, Второй – яблоки едят, Третий – на горах зеленых холсты продают.
Действительно, Первый Медовый Спас еще называли Спасом на воде. В этот день (14 августа) было принято освящать воду, совершать крестный ход на местные озера, речки, пруды и другие водоемы. После этого в них купали скот – считалось, что благодаря этому он станет здоровее и без труда переживет холодное время года.
А само название праздника связано с благодатной августовской порой, когда созревает не только урожай, но и мёд, который наши предки поэтично называли «соком от ночной росы». Соты буквально ломились от этого лакомства, поэтому и на стол было принято подавать всевозможные блюда и напитки с мёдом. Рецепт одного из них дошел и до наших дней – его подробно описал известный российский кулинар Вильям Похлебкин.
Речь идет о питном мёде – главном напитке праздника, который подготавливался не много не мало – целых 10 лет. Причем из самого мёда он состоял только на треть, а другими ингредиентами были различные ягоды.
Смесь выдерживалась в осмоленных бочках – когда 10 лет, когда 20, а когда и все 40. Получался такой своеобразный аналог французского коньяка, только значительно менее крепкий (иногда в него добавляли уксус и хмель).
Интересно, что мёд считался не просто вкусным лакомством, но еще и своеобразным божественным даром. Он был символом милости и благодати – ведь Господь наградил очередным урожаем, поэтому можно отдохнуть от тяжких трудов, да еще и побаловать себя прекрасным напитком.
На стол также ставили различную выпечку с мёдом, готовили блюда из овощей и фруктов нового урожая. Кушали славяне вдоволь – как будто «авансом вперед». Ведь в этот же день начинался Успенский пост, который длился ровно 2 недели – до орехового Спаса 29 августа.
А еще на стол обязательно ставили выпечку с маком, который тоже поспевал к этому времени. Из него готовили даже вареники (что сегодня может показаться весьма оригинальной кулинарной идеей), пирожки, каши (пшённую или гречневую), посыпая пшено или гречку маковыми зернышками. Поэтому праздник также называли Маковым Спасом.
Яблочный Спас
На Руси всегда было известно, какого числа Медовый Спас и Яблочный, поскольку эти праздники друг от друга отделяет всего 5 дней. Яблочный Спас еще назывался Спасом на горе, потому что по легенде именно в этот день Христос взошел на возвышенность Фавор вместе с тремя учениками, чтобы явить им свою славу (праздник Преображение Господне).
К этому же дню поспевали яблоки и другие прекрасные плоды – слива, виноград. Конечно, они созревали немного раньше, но вкушать урожай до Спаса считалось грехом. Это было подобно тому, как разговеться едой можно только на Пасху, но никак не во дни Великого поста, который заканчивается как раз накануне Светлого Воскресения.
В этот день славяне приносили в церковь яблоки и любые блюда на их основе – выпечку, напитки, компоты, повидло. После освящения организовывали народные застолья и гуляния. Разумеется, плоды урожая раздавали всем желающим, особое внимание уделяли незажиточным людям. В народе говорили, что на второй Спас и нищий яблочко съест.
А когда солнце на закате озаряло деревню золотистыми лучами, люди радостно пели и гуляли всю ночь. Они провожали стремительно уходящее лето и одновременно встречали осень, у которой, конечно, тоже есть свои прелести. К слову сказать, Яблочный Спас называли еще осенинами – по аналогии с именинами.
Ореховый Спас
Завершались проводы лета Ореховым Спасом, который отмечался 29 августа. К этому времени старались полностью убрать урожай с полей и намолотить первую муку, поэтому на столах было особенно много свежей выпечки. В народе говорили: «Третий Спас – хлеба припас».
Накануне праздника наши предки работали не только на полях, но еще ходили в леса, собирая орехи. Их ставили на стол в свежем виде и использовали для приготовления целебной ореховой настойки на зиму.
Последний Спас был своеобразным прощальным вечером – как у детей в лагере перед отъездом. Поэтому застолья изобиловали всевозможными вкусностями.
Несмотря на то, что праздник имел немного грустный оттенок (заканчиваются последние теплые дни), наши предки искренне радовались тому, что природа послала им столь щедрый урожай. Правда, отдыхали они совсем немного, поскольку впереди предстояла большая работа – снять последний урожай, засыпать зерно в амбары, намолотить муки и множество других важных дел.
В церковной традиции этот праздник принято называть Спас Нерукотворный. Предание гласит, что именно в этот день Спаситель, проснувшись, вытер лицо полотенцем, и на нем отразился его лик. Поэтому к Ореховому Спасу относились с особым почтением.
Вот поэтому люди твёрдо помнили, какого числа в этом году будет Яблочный Спас, а когда — медовый и ореховый. В их календаре это были не только почитаемые даты, но еще и своеобразный рубеж, который отделяет теплый сезон от холодного.
Получается, что эти представляют собой своеобразную временную отметку после Пасхи. Светлое воскресение означает приход весны и начало посевной, а Спасы – это сбор урожая и наступление осени. Все в природе циклично, и у людей тоже.